Двигательная коррекция
Методы двигательной коррекции:
Двигательное развитие в норме должно проходить последовательно: в 1,5 месяца - ребенок держит головку; в 3 месяца - движение ручек на приход мамы; в 5 месяцев – переворачивается; в 6 месяцев - сидит самостоятельно, с 6 до 9-10 месяцев - стадия ползания; 10-11 месяцев - стадия стояния и первые шаги. Если нормативная последовательность моторного развития ребенка нарушается, при нейропсихологической диагностике детей, которых родители приводят на прием с жалобами на трудности обучения в школе, мы наблюдаем в первую очередь несформированность первого блока мозга, связанного с дефицитарностью стволовых структур мозга, отвечающих за энергетику коры больших полушарий, т.е. за умственную работоспособность. Это является базой для развития более сложных мозговых структур, отвечающих за память, речь, мышление и т.д.
Примеры упражнений двигательной коррекции: подробнее....
Когнитивная коррекция
Методы когнитивной коррекции
Когнитивная часть направлена на развитие произвольного внимания, развитие программирования действий (формирование произвольности действий), развитие экспрессивной и импрессивной речи (звукового анализа и синтеза, словаря, связей речи со сферой зрительных образов и представлений), развитие пространственных функций, развитие зрительной и вербальной памяти, развитие гностических (сенсорных процессов), а так же развитие мышления. Программа развития когнитивной сферы ребенка, безусловно, требует более индивидуального и специфического подхода.
Примеры упражнений когнитивной коррекции: подробнее...
Коррекция дислексии
Дислексия, виды дислексии
Многие родители искренне удивлятся, что коррекцией дислексии и дисграфии помимо логопедов занимаются и нейропсихологи. Дело в том, что детский нейропсихолог это специалист по развитию внимания, памяти, речи (в том числе), мышления и пр. А речь, как известно, бывает письменной и устной. Поэтому нейропсихологическая коррекция дисграфии и дислексии всё же эффективнее логопедической, т.к. нейропсихолог в своей работе опирается и развивает те "проблемные" отделы мозга ребёнка, которые участвуют в формировании речи и движений.
И так о дислексии... Сейчас в литературе можно встретить разные определения и классификации этих понятий, это зависит от того, специалист какого направления даёт это определение. Но все логопеды, специальные психологи, дефектологи, нейропсихологи будут согласны в одном:
Дислексия у школьников – это специфические нарушение процесса чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ (высшие психические функции), принимающие участие в реализации процесса чтения. Итог такого чтения – непонимание смысла прочитанного.
Основные симптомы дислексии: подробнее...
Коррекция дисграфии
Дисграфия, виды дисграфии
Дисграфия у школьников - это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках.
Говорить о нарушении процесса письма можно только тогда, когда у школьника уже этот процесс более или менее сформировался и, по каким-то причинам, нарушился. Поэтому, дисграфию можно увидеть у школьников только после 8 – 9 лет. Если симптомы дисграфии появляются раньше указанного возраста, то можно говорить о тенденции к дисграфии.
Для того чтобы грамотно помочь ребёнку в преодолении этих трудностей, необходима диагностика состояния высших психических функций, с целью определения видов дисграфии.
Несмотря на многообразие таких классификаций, за 16–летнюю практику в нашем Центре сложилась классификация, которая позволяет наиболее широко охватить те виды, которые встречаются чаще всего: подробнее...
Нейропсихологическая коррекция психических функций детей раннего возраста
Родители детей раннего возраста (до 2-х - 3-х лет) начинают обращаться к специалистам, когда начинают замечать, что их малыш не говорит или плохо говорит, сравнивая его с другими детьми этого же возраста. С такой проблемой часто обращаются к логопедам. Однако и нейропсихологи успешно работают с такими детьми. Чаще всего, двигательная и сенсорная сферы неговорящего ребёнка развивается неравномерно, иногда с отставанием. И важно в данном случае заниматься не только речью, но и движениями, и развитием слухового восприятия. Ведь экспрессивная речь это не только высшая психическая функция, но и целеноправленные движения языка и артикуляционного аппарата. А чтобы ребёнок вразумительно говорил, необходимо развивать и настроить слуховое восприятие должным образом. Со всем этим прекрасно справляется нейропсихолог.
Запуск речи у детей с 2-х лет
Ребёнок не говорит. Где норма, а где патология?
Речь самая сложная психическая функция и для ее правильного формирования необходимо наличие многих факторов: от сохранности центральной нервной системы до развитого желания и умения общаться. Поэтому, зачастую родителям бывает трудно понять, в норме ли у ребенка речевое развитие, нуждается ли малыш в помощи специалистов, когда нужно начинать занятия и в какой форме.
С какими проблемами чаще всего обращаются родители к специалистам (логопедам, психологам, невропатологам, педиатрам):
То, что говорит мой ребенок, понимаю только я. подробнее...
СДВГ. Нейропсихологический подход
Нейропсихологический подход как основной метод работы в преодолении СДВГ
Поскольку основными симптомами СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) является дефицит, трудности концентрации внимания и импульсивность, то именно с помощью нейропсихологических методов удаётся точно выявить и вовремя скорректировать дефицит внимания и преодолеть импульсивность. подробнее...