Процедуры проведения новых проб: "Личики" и проба на акустико-артикуляционный образ звука
Исследование умственной работоспособности у детей с 4-х лет
Корректурная проба «Личики».
Исследуется состояние умственной работоспособности, способности усваивать и удерживать заданную программу.
Проба даётся с 4-х до 7-ми лет, с 8-ми лет проводится проба Шульте. Так же как и таблицы Шульте, проба проводится в три этапа. Даётся бланк, состоящий из трёх частей. Предлагается зачеркнуть только один вид стимула в каждой части. Обследующий фиксирует время и количество ошибок (нормативные показатели можно посмотреть в ключе).
Инструкция:Сейчас я попрошу тебя зачеркнуть вот такие личики как можно быстрее (показываем ребёнку зачёркнутый стимул в верхней части листа) только в этом месте (показываем ребёнку границы первой серии стимулов), скажи мне, когда закончишь. Хорошо, а теперь зачеркивай эти же личики в этом месте (показываем ребёнку границы средней части серии стимулов), скажи мне, когда закончишь. Отлично, а сейчас зачеркивай эти же личики в этом месте (показываем ребёнку границы нижней части серии стимулов), скажи мне, когда закончишь».
Симптомы и диагностические признаки | Возраст (года) | ||||||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | |
Трудности концентрации внимания | - | - | |||||
Низкая умственная работоспособность | - | - | |||||
Долгое вхождение в задание | - | - | |||||
Снижение (истощаемость) работоспособности | - | - | |||||
Флуктуации нейродинамики | - | - | |||||
Трудности усвоения программы | - | - | |||||
Трудности удержания программы | - | - | |||||
Нарушение избирательности | - | - | |||||
Хаотичная стратегия выполнения | - | - |
*серые ячейки указывают, что в этом возрасте данные диагностические признаки нужно считать симптомами; белые ячейки указывают на то, что в этих возрастах тот или иной диагостический признак не является симптомом, "-" указывает на то, что в этом возрасте эта проба уже не даётся
Описание исследования этой пробы подробнее...
Исследование фонематического слуха у детей с 3-х лет
Проба на акустико-артикуляционный образ звука.
В 3 года стр.55 альбома: «а-у»;
в 4 года стр. 54 альбома: «ы-о, е-и, а-и»;
в 5 лет стр. 53 альбома: «у-ю, и-о»;
в 6 лет стр. 52 альбома: «г-к».
Проба исследует фонематический слух у детей на предмет понимания похожих по звучанию слов.
Основной принцип формирования пар слов, которые называет обследующий, это разные по звучанию звуки. В этой пробе важно НЕ давать конфликтные пары слов. Обследующий сначала знакомит со всеми картинками, а потом называет пары слов, которые надо показать.
В 3 года - материал на стр.55 альбома. Конфликтные пары: руки-раки, лупа-лапа, лак-лук. Пример пары, которую надо показать: руки-лак.
В 4 года – материал на стр. 54 альбома. Конфликтные пары: дом-дым, лес-лис, Машка-мишка. Пример пары, которую надо показать: дым-лис.
В 5 лет – материал на стр. 53 альбома. В этой пробе, обследующий называет три слова. Конфликтные пары: кит-кот, кость-кисть, лук-люк. Примеры троек слов: кит-лук-кость, кот- люк- кость.
В 6 лет – материал на стр. 52 альбома. В этой пробе, обследующий называет три слова. Конфликтные пары: кора-гора, класс-глаз, лук-луг. Примеры: класс-гора-луг, луг-кора-глаз.
Инструкция:
В 3 года: «Сейчас я назову тебе все картинки, слушай внимательно: руки, лак, лупа, лук, лапа, раки. А теперь я назову две картинки, а ты мне их покажешь: лупа-раки, хорошо, а теперь другие: лак-лук;.
В 4 года: «Сейчас я назову тебе все картинки, слушай внимательно: дым, лис, Машка, мишка, дом, лес. А теперь я назову две картинки, а ты мне их покажешь: дым-лес, хорошо, а теперь другие: мишка-дом;
В 5 лет: «Сейчас я назову тебе все картинки, слушай внимательно: кит, лук, кость, люк, кисть, кот, а сейчас я назову три картинки, а ты мне их покажешь: кот-кисть-люк, хорошо, а теперь другие: кость-кот-лук».
В 6 лет и старше: «Сейчас я назову тебе все картинки, слушай внимательно: класс, лук, гора, кора, глаз, луг», а сейчас я назову три картинки, а ты мне их покажешь: глаз-гора-лук, хорошо, а теперь другие: кора-глаз-луг».
Симптомы и диагностические признаки | Возраст (года) | ||||||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | |
Отчуждение смысла слов | |||||||
Трудности узнавания фонем далёких по звучанию | |||||||
Трудности узнавания фонем близких по звучанию | |||||||
Замены фонем близких по звучанию | |||||||
Замены фонем далёких по звучанию | |||||||
Изменения порядка слов | |||||||
Трудности усвоения инструкции | |||||||
Трудности удержания инструкции | |||||||
Замены согласных звуков (оппозиционных фонем) | |||||||
Замены гласных звуков первого ряда далёкие по звучанию | |||||||
Замены гласных звуков второго ряда далёкие по звучанию | |||||||
Фонетические замены | |||||||
Сужение акустического объема восприятия слов |
*серые ячейки указывают, что в этом возрасте данные диагностические признаки нужно считать симптомами; белые ячейки указывают на то, что в этих возрастах тот или иной диагостический признак не является симптомом
Описание этой пробы подробнее...