Проба на определение умственной работоспособности «Личики»
В 2006 году был выпущен подобный альбом «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. (сейчас Абрамова), Соболева А.Е.. В этой книге была описана корректурная проба для малышей с 3-х лет мною разработанная и апробированная, в которой по инструкции надо за одну минуту зачеркнуть все четырёхконечные звёздочки.
Рисунок 1. Фрагмент корректурной пробы (2006) для дошкольников
Однако практика показала, что эта проба не даёт полной картины состояния умственной работоспособности дошкольника, так как:
во-первых, некоторые дети, несмотря на успешное выполнение этого теста, всё же в процессе нейропсихологического обследования демонстрируют стойкое снижение, или флуктуацию внимания;
во-вторых, различение представленных геометрических фигурок требуют длительного времени для тех детей, которые имеют дефекты пространственного восприятия, но, при этом, их работоспособность в процессе обследования выше, чем у детей, которые показывают норму по этому тесту;
в-третьих, эта проба не даёт информации по характеру работоспособности: её флуктуации, долгого вхождения в задание или тенденции к снижению корковой нейродинамики, в отличие от таблиц Шульте.
Тем не менее она до сих пор являлась в нашей работе единственным измерителем умственной работоспособности у дошкольников. Поэтому появилась необходимость в создании новой методики определения умственной работоспособности, которая была бы максимальна проста и понятна для выполнения и несла бы наиболее полную и точную информацию о состоянии нейродинамики дошкольника.
В результате получился новый вариант пробы на определения умственной работоспособности детей с 4-х лет (стр. 9 альбома).
Рисунок 2. Фрагмент корректурной пробы «Личики»
В эксперименте приняли участие 104 ребёнка в возрасте от 4-х до 7 лет, 25 детей 4-х лет, 27 детей 5 лет, 26 детей 6 лет и 26 детей 7 лет. Все они посещали стандартные государственные детские сады г. Москвы.
Важно отметить, что все испытуемые были отобраны по одному основному критерию: они показали нормативные результаты по нашей старой методике определения умственной работоспособности, опубликованной в 2006 году.
В данном исследовании изучались количественные (где основным показателем было время (T)) и качественные (где основным показателем стало количество ошибок (N)) нормативные характеристики уровня и характера умственной работоспособности дошкольников.
Итак, анализ результатов скорости умственной работоспособности, т.е. количественные нормативные показатели, показал, как и следовало ожидать, что чем старше ребёнок, тем выше его уровень корковой нейродинамики. Средний показатель времени у детей 4-х лет составил 2мин. 23сек., у 5-леток 1мин. 12сек., у 6-леток 1мин. 10сек., у 7-леток 1мин. 11 сек.
Рисунок 3. Сравнение количественной характеристики уровня умственной работоспособности детей разных возрастных категорий
Затем анализировались качественные нормативные показатели концентрации внимания у детей данных возрастов. Выяснялось нормативное количество ошибок, которое допускают дети в процессе проведения пробы. Было выявлено, что дети 4-хлетнего возраста в среднем допустили 4,91 ошибку, 5-тилетки 5,87 ошибки, 6-летки 2,55 ошибки, 7-летки 1,02 ошибки. Примечательно, что 4-летки оказались несколько собраннее 5-леток.
Рисунок 4. Сравнение качественной характеристики уровня умственной работоспособности детей разных возрастных категорий
Далее анализировался количественный характер корковой нейродинамики. Так у детей 4-х лет в среднем первая часть была выполнена за 2мин. 26сек., вторая за 2мин. 23сек. и третья за 2мин. 20сек.; 5-летки сделали первую за 1мин. 14сек., вторую за 1мин. 15сек., третью за 1мин. 07сек.; 6-летки успели первую часть сделать за 1мин.13сек., вторую за 1мин. 06сек. и третью за 1мин. 11сек.; 7-летки первую за 1мин. 0сек., вторую за 1мин. 06сек., третью за 1мин. 29сек.
Рисунок 5. Сравнение количественной характеристики уровня умственной работоспособности детей разных возрастных категорий
Как видно из рисунка 5, показатели корковой нейродинамики детей 4-х лет значительно отстают от детей старшего возраста, однако флуктуации у детей начиная с пяти лет более выражены. Тем не менее, диапазон расхождений невелик, в среднем 15 секунд.
Рисунок 6. Сравнение качественной характеристики уровня умственной работоспособности детей разных возрастных категорий
Рисунок 6 показывает, что дети 4-х и 5-ти лет в меньшей степени концентрируют своё внимание на задании и допускают большее количество ошибок, чем дети 6-ти и 7-ми лет. А флуктуации допускаемых ошибок в большей степени наблюдаются у детей 6-ти и 4-х лет.
Таким образом, опираясь на критерии количественных и качественных характеристик выполнения данной корректурной пробы, мы составили балловые оценки нормативных данных:
0 баллов - возрастная норма
1 балл - умственная работоспособность несколько снижена
2 балла - низкая умственная работоспособность
3 балла – невозможность выполнения пробы из-за дефектов функции регуляции и контроля
__________________
* Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999