Пробы на акустико-артикуляционный образ звука
Эта методика направлена на исследование состояния фонематического слуха у детей младшего и старшего дошкольного возраста, начиная с 3-х лет. Данную пробу так же можно использовать и для ребёнка старшего возраста, если он не справился с классической пробой на фонематический слух. По мнению известных исследователей (Швачкин И.Х., 1948, Левина Р.Е., 1938), примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и его фонематический слух оказывается достаточно сформированным. В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху (Швачкин И.Х., 1948). Левина Р.Е. предлагает такую периодизацию в формировании фонематического слуха детей:
1 этап – дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;
2 этап – начальная стадия дифференциации фонем;
3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем;
4 этап – появляется готовность к элементарному звуковому анализу;
5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте (0-3 лет), то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), в процессе активного содействия со стороны взрослого. Поэтому данная методика разделяется на три этапа, в соответствии с возрастом и направлена:
на различение гласных фонем первого ряда «а-у-о» (стр. 55 альбома) для детей с 3-х лет;
на различение гласных фонем второго ряда далёких по произношению и звучанию «и-е» (стр. 54 альбома) для детей с 4-х лет;
на различение гласных фонем второго ряда близких по произношению и звучанию «у-ю» (стр. 53 альбома) для детей с 5-ти лет;
на различение оппозиционных фонем близких по произношению и звучанию «к-г» (стр. 52 альбома) для детей с 6-ти лет.
Рисунок 1. Фрагмент новой пробы на акустико-артикуляционный образ звука
Кроме того, в нашей практике часто встречаются школьники, которые на обследовании и в школе демонстрируют трудности, связанные с неточным восприятием гласной фонемы на слух и её артикуляцией в рамках одного слова. Дети смешивают как гласные звуки близкие по артикуляции (у-ю), так и далёкие (и-о). Поэтому появилась необходимость разработать и внедрить в нейропсихологическую практику методику на определение состояния восприятия и дифференциации гласных фонем первого и второго ряда. Подобно традиционной нейропсихологической пробе на фонематический слух «дочка-почка», ребёнок показывает картинки, которые называет ему нейропсихолог (стр. 55, 54, 53, 52 альбома).
В результате мы можем определить насколько у школьника хороша связь между восприятием гласного звука на слух и артикуляцией в рамках одного слова.