В этих изданиях публикуются наши статьи чаще всего
статья из журнала "Лиза Мой ребёнок" ноябрь 2015г. Автор: Абрамова (Потанина) Анна Юрьевна
Рождённый ползать летать может!
Ожидание, а тем более появление малыша на свет, как правило, сопровождаются большой радостью и счастьем не только для мамы, но и для всех членов семьи и родственников. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребёнок рос умным и здоровым, стал успешным и уравновешенным в жизни.
Марина, 28 лет. Беременность прошла хорошо, но Марина была очень тревожна, так как первые роды прошли неудачно: ребёнок родился мёртвым из-за обвития пуповиной. Поэтому в этот раз женщина решила не рисковать, а родить с помощью кесарева сечения. Родилась здоровая дочка Анечка. В первый год после рождения девочки Марина регулярно посещала врача-педиатра, который каждый раз отмечал нормальное развитие ребёнка. Начитавшись литературы по поводу «правильного» моторного развития малышей, Марина часто задавала вопросы врачам, почему её ребёнок позже срока (шести месяцев) самостоятельно сел и не ползает, но врачи не считали эти симптомы патологией, а невропатолог сказал, что, если есть познавательная активность, значит, интеллект в норме.
И действительно, Анечка была очень умной девочкой, в детском саду её хвалили, она была прилежна и слушалась. Много трудилась и мама: развивала ребёнка, читала книжки, много рассказывала об окружающем мире и с детства внушала Анечке, что она самая умная и воспитанная девочка. Эти труды не прошли даром – дочка прилагала много усилий, чтобы отвечать высоким требованиям своей мамы, но была очень тревожной, сильно расстраивалась и переживала по пустякам. Однако девочка всегда добивалась высоких результатов. Часто ребёнок быстрее решал сложные интеллектуальные задания, чем простые, элементарные. Так, с большим трудом она научилась раскачиваться на качелях, ездить на велосипеде, плавать, прыгать через скакалку, хотя её сверстники этими навыками овладевали с большей лёгкостью и быстротой. Но папа Ани не считал это большой проблемой. Главное, что его дочка в пять лет уже умела читать и считать в пределах 10.
В школьные годы тревога у Ани только усиливалась, ей приходилось затрачивать большевремени по сравнению со своими сверстниками, чтобы учиться хорошо.
В чём же причина такой тревожности у Анечки?
Многие практические психологи легко могут дать ответ на этот вопрос, но в этой статье мы рассматриваем указанные проблемы с точки зрения нейропсихологии и нейрофизиологии, то есть в контексте развития и работы мозга ребёнка.
Известно, что уже на 2-й неделе беременности у эмбриона начинают формироваться зачатки костной, мышечной и нервной систем. На 2-м месяце внутриутробной жизни плода появляются первые двигательные рефлексы, которые хорошо фиксируются при ультразвуковом обследовании уже с 7-й недели беременности. К 20-й неделе появляются рефлексы более сложного характера. На 21-й неделе внутриутробного развития у плода возникают первые спонтанные сосательные движения. Приблизительно в этот же период можно уже зафиксировать появление первых электрических потенциалов мозга. К 24-й неделе двигательная активность плода внешне уже напоминает движения новорождённого ребенка. Так происходит дальнейшее иерархическое развитие мозговых функций: каждый последующий этап работы мозга предполагает интеграцию предыдущего, который в свёрнутой форменачинает исполнять подчинённую роль, подконтрольно обеспечивая базовые функции.
На внутриутробном этапе ребёнок развивался хорошо, но рождение через кесарево сечение не способствовало правильному формированию стволовых отделов головного мозга, которые не только обеспечивают энергетикой кору головного мозга, но и участвуют в образовании межполушарных связей, координации движений.Ведь если все нужные составляющие не будут готовы к моменту родов, неизбежна родовая травма. Плод должен быть готов преодолеть давление родовых путей мамы, произвести в момент рождения определённое количество движений и поворотов, хорошо адаптироваться к действию сил гравитации и т.п. Ребёнок тоже должен приложить усилия к своему рождению, и успешность этой ситуации далеко не в последнюю очередь зависит от достаточной сформированности определённых систем его мозга.
Поскольку у Анечки не были сформированы стволовые отделы мозга (а причина этойнесформированности –плохое межполушарное взаимодействие), то и умственная работоспособность, и координация движений развивались не в полную силу.
Психологи бы сказали, что тревожность у девочки возникла вследствие высокого уровня требований родителей к ребёнку. Высокие результаты обучения в школе доставались девочке ценой невероятных усилий воли. Таким образом, тревожность, проявляемая как личностная особенность, компенсировала незрелость подкорковых мозговых систем.
В настоящее время количество детей с несформированностью стволовых отделов мозга неуклонно растёт по причине не только сложных родов, но и искажённого моторного развития младенцев.
В 90-х годах прошлого столетия был разработан «метод замещающего онтогенеза», в основе которого лежат физические упражнения, воспроизводящие двигательное развитие ребёнка от 0 до 1 года жизни, то есть ребёнка учат заново ползать, сидеть, ходить, опираясь на стены и т.п.
17 лет практического использования этого метода показали потрясающие результаты!
Анна, 34 года. Беременность проходила очень легко, несмотря на небольшую угрозу выкидыша в первой половине срока. Всё это время Анна была бодра и радостна, регулярно посещала бассейн и даже играла в большой теннис. В роддом приехала заранее, врачи посоветовали делать кесарево сечение, так как Анне было больше тридцати лет. Операция прошла успешно, девочка родилась здоровенькой, сразу закричала.
По профессии Анна нейропсихолог, она занималась с детьми с синдромом дефицитавнимания и гиперактивностью и владела «методом замещающего оногенеза». Когда родилась Катюша, Анна, зная возможные последствия, уже с момента рождения дочки начала особенно развивать своего ребёнка. В моторном плане Катюша развивалась хорошо, однако начала говорить только в два с половиной года, да и то лепетной речью. Но Анна не сдавалась: профессионально владея массажем, она делала его дочке регулярно, курсами (10-15 сеансов в каждый сезон). Также логомассаж и психологические приёмы развития (побуждения) речи дали колоссальные результаты. Тем не менее к четырём годам Катюша не выговаривала много звуков, с трудом считала до 5, и логопеды ставили диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Переживания Анны «зашкаливали», она, владевшая столькими методами, знающая, как работать с проблемными детьми, и демонстрирующая высокие результаты в профессиональной деятельности, не знала, что ещё можно сделать и как помочь своему родному ребёнку!
Но вот наступило очередное лето, бабушка и дедушка Катюши взяли её с собой отдыхать на море, в Болгарию. Жили они на 5 этаже и каждый день поднимались и спускались на лифте, где по мере движения лифтаотображались на дисплее цифры – номера этажей. Катя быстро и легко освоила порядковый счёт до 5 и обратно. После возвращения с отдыха ребёнка было не узнать! Речь стала значительно лучше и понятнее, Катюша без труда освоила счёт до 10 и обратно. К пяти годам девочка читала по слогам. В шесть лет пошла в первый класс и одновременно в музыкальную школу по классу фортепиано. За три месяца логопед «поставил» Кате все звуки. Школьная программа давалась, правда, девочке нелегко, но чем старше становилась дочь, тем легче она понимала учебные задания. К 4-му классу начальной школы Катя совершенно самостоятельно, без какой-либо помощи училась в школе на четвёрки, сама вставала по утрам, готовила себе завтрак, собирала портфель и знала, что она ответственна на это.
Причиной этого успеха стало использование с рождения Кати «метода замещающего онтогенеза», который послужил формированию стволовых систем мозга, являющихся базой для созревания более сложных систем, участвующих в познавательных процессах, необходимых для успешного обучения в школе. Кроме того, обучение и катание на роликовых коньках с 4 лет, учёба в музыкальной школе и игра на фортепиано двумя руками также стали неотъемлемыми помощниками для формирования межполушарного взаимодействия. Последнее, в свою очередь, напрямую зависит от успешности усвоения, например, чтения, письма, счёта и т.п. Ведь если есть «слабость» связей между полушариями мозга, где правое отвечает за целостный образ, например, слова, а левое – за название словом этого образа, то ребёнок не сможет правильно назвать, написать, прочитать это слово. Межполушарное взаимодействие начинает своё созревание с базовых мозговых структур, когда в период стадии ползания начинает формироваться координация движений. И если миновать эту фазу, то ребёнок в дальнейшем может иметь трудности с вниманием, собранностью, речью и обучением в целом. Однако социальные условия, воспитание и т.п. могут скомпенсировать эти процессы.
Анна Савельевна, 26 лет. Шёл …36 год прошлого века. В то время кесарево сечение делали в очень редких случаях, в основном, когда мать уже умирала. И вот подошёл срок рожать, врачи сказали отцу будущего ребёнка Борису Григорьевичу, что, либо они спасут мать, либо его ребёнка. Но Бориса Григорьевича, так просто нельзя было убедить, он, прошедший войну, человек железной воли и выдержки, сказал врачу: «Если кто-нибудь из нихумрёт, то прибавьте и свою жизнь к ним!» После этих убедительных слов врачи сделали по тем временам невозможное: Анна Савельевна успешно родила с помощью кесарева сечения здоровенькую дочку Ниночку!
Во время и после операции мать потеряла много крови, и Борис Григорьевич путём прямого переливания отдал свою кровь жене, так как, на счастье, группы крови совпадали. Вот что значит поставить условия, при которых может быть только один выбор – жизнь близких людей! К слову сказать, Анна Савельевна, через два, а потом, через 8 лет родила ещё двух деток, причём естественным путём!
Ниночка жила в счастливой любящей семье, но в ту пору, перед Отечественной войной, социальная ситуация в стране была очень сложной, родители работали, был голод, и простым людям приходилось не жить, а выживать, постоянно преодолевая трудности. Так, преодолевала трудности и Ниночка, причём очень успешно! Это доказывает вся её дальнейшая жизнь: она успешно училась в школе (а в школу нужно было ходить за три километра, по бездорожью), окончила ВУЗ, защитила диссертацию и преподавала в институте повышения квалификации в звании доцента. Но всю жизнь в моторном аспекте никогда не блистала и плохо ориентировалась на местности. Однако она все эти трудности прекрасно компенсировала высоким интеллектом.
Эти разные примеры хорошо характеризуют способы компенсации несформированности базовых функций мозга. Поэтому, дорогие родители, не затягивайте, а начинайте помогать своим детям уже с момента рождения.
Как же должно протекать нормальное моторное развитие? И как развивать ребёнка с момента рождения?
·Итак, в первый месяц после рождения малыш больше спит, чем бодрствует, однако в периоды бодрствования ребёнок должен рассматривать игрушки, подвешенные над кроваткой, а ещё лучше, если они будут медленно двигаться. Игрушки должны быть яркие и разной формы: с помощью этого приёма мы развиваем будущее зрительное внимание и сосредоточенность на объекте. В это же время, когда младенец спит днём, нельзя завешивать тёмными шторами окна, в комнате должно быть светло, домашние не должны разговаривать шёпотом и выключать радио. Дело в том, что слуховое восприятие должно развиваться в полную силу, так как это необходимо для речи, ведь будущая речь малыша напрямую зависит от того что и как ребёнок слышит. Поэтому, напротив, включайте музыку (лучше детскую или классическую), читайте сказки, стихи, даже если ребёнок спит днём.
·К концу второго месяца младенец должен самостоятельно удерживать свою головку. Если этого не происходит, обязательно покажитесь невропатологу. Грудничковый массаж поможет справиться с этой проблемой.
·С 3–4 месяцев начинается стадия переворачивания. Многие мамы наверняка замечали, что буквально неделю назад на пеленальном столике ребёнок лежал спокойно, а теперь, только на секунду отвернёшься, оказывается у края стола. Это хороший повод помочь малышу и дальше осваивать мир. Положив на двуспальную кровать, катайте своего «зайку» в разных направлениях.
·С 5–6 месяцев – стадия сидения. Усаживайте маленького в подушки, держите за ручки, тем самым помогая самостоятельно сидеть.
·Примерно с этого же возраста начинается стадия ползания. Ползать ребёнок должен везде: и по кровати, и по полу. Предварительно подготовьте поверхности, уберите опасные предметы и, разумеется, держите всё в чистоте. Если младенец не проявляет активности в ползании, его надо стимулировать и помогать, переставлять ручки и ножки в нужном направлении. Причём ребёнок должен ползать из положения лёжа на животике только вперёд, одинаково активно как правой стороной тела (рукой и ногой), так и левой!
·С 8–9 месяцев – стадия хождения с поддержкой. Ребёнок ходит, опираясь на предметы, стены, держась за руки родителей.
·С 8,5–9 месяцев – стадия самостоятельного хождения.
В заключении хотелось бы добавить, что в более старшем возрасте ребёнка при искажённом или неполном моторном развитии для нормализации мозговых функцийлучше всего пройти курс двигательной коррекции, используя «метод замещающего онтогенеза», обратившись за помощью к нейропсихологу, – конечно, после консультации невропатолога.
*Источник — Всемирная Организация Здравоохранения
Вехи моторного развития |
Нижняя граница, мес. |
95% Доверительного интервала |
Верхняя граница, мес |
95% Доверительного интервала |
||
Нижн., мес |
Верхн., мес |
Нижн., мес |
Верхн., мес |
|||
Сидит без поддержки |
3.8 |
3.7 |
3.9 |
9.2 |
8.9 |
9.4 |
Стоит с поддержкой |
4.8 |
4.7 |
5.0 |
11.4 |
11.2 |
11.7 |
Ползает на руках и коленях |
5.2 |
5.0 |
5.3 |
13.5 |
13.1 |
13.9 |
Идет с поддержкой |
6.0 |
5.8 |
6.1 |
13.7 |
13.4 |
14.1 |
Стоит самостоятельно |
6.9 |
6.8 |
7.1 |
16.9 |
16.4 |
17.4 |
Идет самостоятельно |
8.2 |
8.0 |
8.4 |
17.6 |
17.1 |
18.0 |
статья из журнала "Лиза Мой ребёнок" июль 2015г. Автор: Абрамова (Потанина) Анна Юрьевна
А может быть он скрытый левша?
Как правило, долгожданное появление ребёнка на свет всегда сопровождается радостью и счастьем родителей, родственников и друзей. Но потом по-разному складываются отношения в семье и не всегда устанавливается взаимопонимание между родителями и детьми. Причины непонимания и конфликтов могут быть различны, но есть совершенно объективные факторы, при учёте которых можно избежать большинства разногласий между мамой и ребёнком.
Дело в том, что все люди отличаются своим мозговым строением. Мы привыкли думать, что левши считаются неординарными, творческими, мечтательными и чаще не понятыми большинством правшей. Если ребёнок непослушный и «непонятный», то часто мамы слышат от педагогов и воспитателей фразу: «Наверное, ваш ребёнок - скрытый левша…» И в чём-то они правы, но только в чём-то…
Для того чтобы разобраться в этом, необходимо дать точную, разработанную в науке характеристику.
Характеристика правополушарного и левополушарного типа мышления
Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функциями правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (например, человеческих лиц, эмоций).
Левое полушарие мозга отвечает за словесную информацию, за языковые способности человека. Оно контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того, левое полушарие головного мозга отвечает за поэтапную обработку информации. Благодаря левому полушарию вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется. Левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не в словах. Оно отвечает за воображение. С его помощью человек фантазирует, мечтает, сочиняет. Здесь же берут истоки способности человека к инициативе и искусству (музыке, рисованию и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и их эмоций.
Бытует строго определённое мнение, что если человек правша, т.е. пишет, ест правой рукой, то это значит, что левое полушарие мозга у него доминантно. Но это не всегда так!
История №1
Про шнурки
В детском саду у 4-х летней Анечки, спокойной и послушной девочки, не складывались отношения с воспитателями. Однажды, во время обеда, когда одна из воспитательниц попросила Анечку завязать шнурок на её туфельке, девочка никак не отреагировала на просьбу, а продолжила спокойно есть. Недовольная воспитательница уже более грозно повторила свой приказ, и на этот раз не увидела никакой реакции от Анечки. На третий раз Фрекен Бок схватила девочку за шиворот и посадила её на скамейку: «Завяжи, я сказала!» Плача от сильной обиды, Анечка стала завязывать свой несчастный шнурок на туфельке…. Уже позже, вечером, когда пришла мама забирать Анечку домой, воспитательница рассказала о инциденте. Придя домой, мама спокойно спросила дочку, в чём была причина её непослушания, и Анечка рассказала, что хотела завязать шнурок, но только после обеда, так как если это она бы сделала во время принятия пищи, то руки стали бы грязными и их опять надо было бы мыть. Но об этом почему-то ребёнок воспитательнице не сказал…
Мы не будем анализировать эту ситуацию со всех точек зрения психологии, а рассмотрим лишь в контексте доминантности полушарий мозга у героев этой истории. Для правшей (в данном случае воспитательницы), понятная ответная реакция других людей должна опираться либо на выполнение требований, либо на адекватное объяснение отказа. Но ни того, ни другого не последовало. В данном случае поведение ребёнка выглядело далеко не левополушарным, хотя девочка правша…
История №2
Маленький стихоплёт
Юрик очень рано заговорил, родители очень радовались и гордились этим. Они считали, что в такой семье, как их, не могло быть иначе. Папа Юрика был известным учёным и всячески поддерживал ранние речевые высказывания своего сына. Наступил новый год. Мальчонка ждал этого праздника и готовился к нему - сочинил стихи про всех членов своей семьи. И вот после боя курантов папа с гордостью поставил сына на табуретку и произнёс:
- Ну, читай, сынок, удиви домашних!
Вся семья выстроилась в ряд и с нетерпением ждала…. Юрик проанонсировал свою концертную программу и начал с мамы…
- Стих про маму! – уверенно сказал Юрик. Вся семья замерла в тишине, ожидая очередного шедевра…
- Мама жирная, не худая, как свинья молодая!
Семья удивлённо переглянулась, а папа осторожно снял сына с табуретки, поблагодарил и отнёс спать... Юрик был откровенно удивлён, почему от домашних не прозвучали бурные овации и восторги. И тут мама тихонько зашла в его комнату, села рядом с ним и спокойно объяснила, что так говорить о маме неэтично…
Реакция родителей и домашних в этой истории была интуитивно правильной, в отличие от первой истории. Ребёнку спустя время спокойно объяснили, в чём он не прав, это не вызвало стресса и не заблокировало дальнейшее интеллектуальное развитие.
А теперь проанализируем эти истории. Анечка и Юрик являются правшами, но их поведение совершенно не назовёшь левополушарным. В первом случае Анечка вовремя не объяснила воспитательнице своих намерений, что никак не характеризует левополушарное поведение, которое, как мы помним, речевое. Во втором случае тем более Юрик демонстрировал правополушарную способность сочинять стихи и не учитывал правила этики. В чём же причина?
Дело в том, что созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Известно, что до 7 - 9 лет дети остаются правополушарными, это объясняет их непроизвольность, эмоциональность, малую осознанность поведения, их познавательная деятельность имеет непосредственный, образный характер. Поэтому, когда о вашем ребёнке говорят, что он «скрытый левша», истина только в том, что на данный период времени правое полушарие у него действительно является доминирующим, но это не значит, что так будет и потом. Если у ребёнка нет наследственного левшества, то, скорее всего, у правши будет доминировать левое аналитическое полушарие после 7-9 лет. Ребёнок станет хорошо осознавать своё поведение, анализировать события, будет последовательным.
Но не у всех детей доминантность полушария определяется к семилетнему возрасту. Это может произойти и раньше и зависит от многих факторов: индивидуальных и внешне-средовых. Дело в том, что если ребёнок поставлен в такую социальную ситуацию, что без активного участия левого полушария не обойтись, особенно когда это диктует инстинкт самосохранения, то процесс созревания левого полушария происходит быстрее.
История №3
Спасение
Это было очень давно, в 40-х годах прошлого столетия. 5-летняя Нонночка и её 3-хлетний братик Алик жили с мамой, отец воевал на фронте. Уже с раннего возраста старшая сестра Нонночка, воспитывала своего брата и была ответственна не только за свои, но и за его поступки. А взрослым было тогда не до воспитания детей, была задача одна – выжить и победить в Великой Отечественной войне.
Алик рос мальчиком очень активным, всем интересовался, и этот интерес часто сопровождался исследованием мокрой глины и грязи на дороге. Мальчишка любил изучать свойства разных материалов. Однажды он так вымазался в глине, что Нонночка, испугавшись наказания родителей, стала отмывать своего братика в речке. И вдруг непослушный Алик выскользнул из рук сестры и упал в воду… Река оказалась глубокой, однако Нонночка, не раздумывая, прыгнула за братом и спасла его. Только спустя много лет Нонна рассказала эту историю родителям.
В этой истории у Нонночки, несмотря на возраст, ведущим было левое полушарие, т.к. девочка правша, но в ситуации стресса оно не было заблокировано, и ребёнок быстро нашёл верный и единственный способ выхода.
Этот пример хорошо характеризует состояние созревания мозговых структур у детей военных лет и демонстрирует, что функциональные способности мозга имеют широкие возможности.
Важно сказать, что наличие ведущей правой руки вовсе не определяет доминантность полушария - для этого надо определить ведущую ногу, глаз и ухо.
Многие наблюдательные мамы замечают за своими детьми, что их детки-правши, разговаривая, например, по телефону, трубку прикладывают чаще к левому уху, играя в игру на меткость, закрывают правый глаз, т.е. левый у них является ведущим, а некоторые пинают мячик левой ногой. В этом-то и заключается различие мозговой организации одного индивида от другого.
Влияние односторонней обработки
Во время стресса только рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, мы ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.
Если, например, глаз, ухо, рука, нога и полушарие мозга имеют доминанту на правой стороне, то человек с таким типом мозговой организации будет полностью ограничен в одностороннем состоянии, т.е. в принятии правильного решения в нестандартной и неприятной ситуации. Во время стресса такой ребёнок не способен иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации и ощущает трудности в тонкой моторике и в общении. Такие дети, ошеломленные какой-либо картиной, не способны увидеть детали, и у них должно быть время, чтобы посидеть в тишине и одиночестве для внутренней переработки информации. Это происходит из-за того, что они имеют трудности вербального плана, видения и слышания в состоянии стресса, как в первых двух историях.
Наоборот, люди, ведущее полушарие у которых находится с противоположной стороны от ведущих сенсорных входов, имеют полный сенсорно-моторный доступ. Здесь ведущее полушарие контролирует ведущие руку и ногу и получает информацию от ведущих глаза и уха. Даже в состоянии стресса личность с таким профилем может иметь доступ к визуальной и аудиальной информации и может связывать детали посредством языка. (Пример истории с Нонночкой). Те дети, у которых правое полушарие не работает во время стресса, могут испытывать затруднения в понимании образных, ритмических или эмоциональных способов преподнесения информации. У них может быть искаженовидение всей картины (не замечают лес за деревьями), что уменьшает их понимание информации.
Гармоничная работа обоих полушарий мозга
Следует напомнить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левши"), лучше развиты творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы развиваем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.
У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое; редко, всего в 10% случаев, - оба полушария; таких людей называют амбидекстрами. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, социальной ситуации, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
А теперь перейдём к рекомендациям:
·Мы уже знаем, что большинство малышей-дошколят являются правшами и правополушарными, поэтому надо учитывать, что в ситуации стресса они не способны будут правильно среагировать на раздражитель. Поэтому ребёнку нужно спокойно объяснять, что он делает не так. Тем самым развивается левое (логическое) полушарие.
·Важно развивать координацию движений: учить ездить на велосипеде, плавать, не запрещать работать левой стороной тела (если ребёнок, например, хочет держать ложку в левой руке или рисовать). Это нужно для развития межполушарного взаимодействия, гармоничной работы мозга.
·Необходимо развивать зрительное и слуховое восприятие: обязательно читать книги или рассказывать сказки на ночь уже с грудничкового возраста; гуляя в лесу или парке, следует оречевлять и комментировать всё, что видите и слышите, обсуждать это с ребёнком.
·Полезно больше играть с малышом.
·Следует позволять своему ребёнку изучать свойства предметов и явлений. Ведь когда ребёнок рисует на обоях, рвёт нужную вам книгу или журнал или льёт воду на пол, он просто изучает свойства этих предметов и явлений. Он, как правило, получает стресс, когда вы недовольны, что испорчены вещи. Поэтому заранее подготовьте ненужные книги и журналы, куски обоев для рисования, поместите своего малыша в нужное место для изучения свойств воды и пр.
В завершении хочется вспомнить об удивительном, гармонично развитом человеке Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности. Раскрывайте скрытые потенциалы своих детей. И тогда в России появятся новые Ломоносовы и Кулибины…