Нейропсихологическая диагностика внимания, восприятия, речи, мышления, памяти, пространственных функций у детей с 4-х лет
Нейропсихологическая диагностика на столько точна, что ее заключение, как правило, совпадает c объективными данными ЭЭГ (электроэнцефалограммы), если ранее ребенку проводилось такое обследование! Процедура диагностики проходит при обязательном присутствии родителей (желательно мамы), которая, наблюдая за процессом, одновременно заполняет «анамнез», где подробно указывает жалобы, особенности протекания беременности и дальнейшее развитие ребенка, особенно речевое и двигательное.
В тоже время диагност выявляет с помощью нейропсихологических тестов (заданий) следующие параметры:
1. Умственная работоспособность
Определяется на сколько долго и устойчиво школьник может сосредотачиваться на одной деятельности. Если уровень работоспособности низкий, то ученик даже при всем своем желании и сообразительности не успеет решить все задачи на контрольной, например, по математике.
2. Контроль своего поведения
3. Умение следовать правилам
Речь идет не только о правилах поведения, но и соблюдение правил в любом школьном предмете, так, если не соблюдать правила русского языка ребенок будет допускать грамматические ошибки.
4. Уровень слуховой, зрительной и двигательной памяти
Важно выяснить, какая из этих видов памяти лучше развита, с тем, что бы в дальнейшем в обучении в школе учитывать эти особенности. По-разному, например, можно учить стихи. Если у человека лучше развита слуховая память, то учить стихи нужно читая их вслух.
5. Уровень слухового, зрительного восприятия
Определяется, какого рода стимулы (зрительные или слуховые) нужно использовать при подаче учебного материала диагностируемому школьнику.
6. Понимание логико-грамматических отношений
Эта способность проявляется на понимание арифметических задач. Правильное употребление предлогов, падежных окончаний в устной, письменной речи и в чтении.
7. Уровень пространственного восприятия
Имея проблемы в данной сфере, школьник при написании слова не будет соблюдать поля, ошибется при решении математического примера в столбик, не решит геометрическую задачу, перепутает буквы «б» и «д».
8. Уровень фонематического слуха
В этой сфере ошибки допускаются, как правило, на письме, когда путаются буквы близкие по звучанию: «б» и «п», «д» и «т», «ш» и «ж» и т.д.
9. Уровень понимания смысла прочитанного
Выясняется наличие, уровень и виды дислексии.
10. Уровень межполушарного взаимодействия
На сколько координированы движения, настолько координируются правое (образное) и левое (речевое) полушария мозга.