Психологическая помощь ребёнку с СДВГ и поведенческими проблемами
В наш Центр обращаются в основном родители школьников и дошкольников, которые ищут нейропсихолога. Первые жалуются на то, что их школьник невнимательный на уроках, витает в облаках, не может сосредоточиться, имеет проблемы с чтением, письмом, не понимает математические задачи, долго делает уроки и пр. Вторые – это родители дошкольников – малышей с 1 года жизни. Частые их жалобы: не говорит, не умеет ладить и играть со сверстниками, агрессивен или тревожен, всего боится, или не слушается, неуправляем. Некоторые родители иногда обращаются с запросом научить читать своего ребёнка, которому не исполнилось и 3-х лет, но это отдельная статья…Зачастую, после прохождения детальной нейропсихологической диагностики, показаны занятия на развитие тех функций (внимание, память, мышление, речь и пр.), которые ещё не сформировались у ребёнка, однако для быстрых и успешных результатов, не всегда целесообразно сразу применять нейропсихологические методы, бывает гораздо полезнее для начала повысить самооценку ребенка, дать возможность поверить в себя, успокоить.Методы песочной и недирективной игровой психотерапии в данном случае являются одними из лучших методов психотерапии, которые достаточно быстро решают психоэмоциональные проблемы, в результате чего ребёнок становится:
- спокоен и рассудителен;
- ответственным в своих действиях и поступках;
- самоуправляемым;
- с высоким чувством контроля и самоконтроля;
- стрессоустойчивым;
- уверенным в себе.
Иногда даже на этом этапе удовлетворяются многие запросы и жалобы родителей. Недирективная игровая терапия является целенаправленной психотерапевтической системой, в центре которой стоит ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.Воплощающая подходы гуманистической психологииК. Р. Роджерса, как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в оснащённой игрушками игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.В игре ребёнок свободно выражает себя и свои чувства, переживания, радость и гнев. В недирективной игровой терапии именно игрушки являются словами ребенка, а сама игра- её языком. Игра является ключевым моментом всех воспоминаний о детстве. Языковые навыки детей значительно отстают от языковых навыков взрослых. Поэтому игра является самым естественным способом ребенка выразить себя. Игра и есть язык ребенка. Игра это средство коммуникации ребенка со взрослым. Обычно дети не способны выразить словами свои чувства и то, что они переживают, те проблемы, с которыми сталкиваются, они выражают это в игре.Какому ребенку поможет недирективная игровая терапия?
- гиперактивному
- тревожному
- агрессивному
- застенчивому
- испытывающему трудности с концентрацией и распределением внимания
- имеющему проблемы в отношениях со сверстниками или родителями
- переживающему развод родителей или потерю кого-то из родителей
- подвергшемуся стрессу или насилию
- с трудностями в адаптации посещению дошкольных учреждений или школы, в учебном процессе
- зависимому, испытывающему сложности самоорганизации
- имеющему любые эмоциональные и поведенческие проблемы
- с соматической симптоматикой (в сочетании с медицинской помощью)
Польза игры:
- Игра поддерживает открытое и искренне общение
- Формирует доверие и ощущение контроля над обстоятельствами
- Развивает учебные навыки и приемлимое социальное поведение
- Регулирует эмоции и помогает справиться со стрессом
- Развивает навыки творческого решения проблем