Cамой распространенной, официально признанной является звукобуквенная методика обучения чтению Д.Б. Эльконина (аналитико-синтетический подход). Этот способ обучения чтению используется в школе. Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению.
Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях. То есть у ребёнка должна быть сформирована знаковая функция. Что это такое? Т.е. написанное слово является знаком (кодом), обозначающий определённый образ предмета, свойства, действия и т.д. Как формируется у ребёнка эта функция? Только по средствам ролевой игры, когда дети заменяют предметы, нужные им в осуществлении какого-либо сюжета, другими подручными средствами. Например, ролевая игра «магазин», ребёнок заменяет батон хлеба ручкой или другой игрушкой и помнит, что этот знак (код) означает именно батон хлеба. Сейчас, к сожалению, многие дети обделены такими занятиями. А ролевые игры уходят в прошлое и заменяются гаджетами.
Тем не менее, изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет.
Следующей по распространенности является методика Н. Зайцева. Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов.
Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. Эта методика подходит и для детей более младшего возраста.
Еще одна известная методика глобального чтения Г. Домана. Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых, часто неговорящих детей, Гленн Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. И дети научились читать.
Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.
В заключении хотелось бы отметить, что в каждом методе есть свои плюсы и минусы. И чтобы грамотно подобрать нужный метод, необходимо учитывать индивидуальные нейропсихологические особенности каждого конкретного ребёнка.