Как научить ребёнка читать
Сейчас существует многообразие техник, методов и подходов (основные методы обучения чтению здесь) в решении этого вопроса. Всё зависит от того сколько лет вашему ребёнку и как он должен уметь читать.
Дело в том, что можно (и есть прекрасные результаты) научить читать и совсем маленьких детей (2-3 года), причём не говорящих, т.е. ребёнок может прочитывать инструкции и их выполнять, но при этом молчать.
Другое дело, если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребёнок бегло читал вслух, понимая прочитанное, усваивая и применяя знания, которые дала ему книга.
Для этого необходимо соблюдать несколько условий:
- Желание ребёнка
- Наличие целенаправленной экспрессивной речи
- Возраст ребёнка должен быть не моложе 4-х лет
- Отсутствие серьёзных психоневрологических диагнозов
Если соблюдены эти условия, то можно начинать учить ребёнка чтению. Возникает вопрос какую методику или какой подход выбрать? А вот это зависит исключительно из индивидуальных особенностей ребёнка, причём не только психологических, но и нейропсихологических. Нейропсихолог точно определит какие функции головного мозга готовы к успешному обучению чтения, а какие необходимо ещё развить.
Очень часто, особенно сейчас, многие родители хотят научить читать своих детей уже чуть ли не с 2х-3х лет, не понимая, что функционально мозг ещё не созрел для этого. Причём, зачастую и к 5-ти годам ещё не сформированы многие психические функции. Почему бы тогда не начать учить сразу ходить новорождённых детей? Такой вопрос у родителей не возникает, т.к. каждый взрослый понимает, что мышцы ребёнка слабенькие и не в состоянии поддерживать собственный вес тела. Тот же принцип работает и с формированием мозговых функций ребёнка, когда мы начинаем его учить читать.
Специалисты нашего центра проводят вначале нейропсихологическую диагностику, где определяют сформированность тех функций, которые участвуют в процессе чтения.
Например, часто у родителей возникает вопрос как научить ребёнка плавно соединять слоги. Для этого должна сформироваться моторная (двигательная) сфера, т.е. способность к переключению с одного двигательного элемента на другой. А поскольку мы говорим о чтении вслух, то двигательная способность артикуляционного аппарата (умение переключаться с одного движения языка (слога) на другое), должна быть сформирована. На диагностике это легко выявляется. И таких параметров очень много: это и память, и гностические функции (т.е., например, правильное произнесение звуков), и пространственная сфера (т.е. правильное определение начертания букв в пространстве, дети могут путать буквы разные в пространственном положении «Д-Л»), и многое другое.
После этого разрабатывается индивидуальная программа обучения чтению дошкольника. В нашем центре используются все возможные методики с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Чтобы исключить в дальнейшем дислексию (трудности понимания прочитанного), каждая конкретная методика подбирается индивидуально под каждого конкретного малыша.
Ну а если вы всё-таки решили обучать ребёнка чтению самостоятельно, то ни в коем случае не начинайте с названия букв алфавита, а знакомьте свое чадо со звуками. Так, например, буква «л» называется «эль», а звук «л» и т.д. Иначе, ваш ребёнок будет знать все буквы, но, при этом не сможет прочесть слово, а слово, например, «мама» у него будет «эмаэма».