Методы двигательной коррекции:
Двигательное развитие в норме должно проходить последовательно: в 1,5 месяца - ребенок держит головку; в 3 месяца - движение ручек на приход мамы; в 5 месяцев – переворачивается; в 6 месяцев - сидит самостоятельно, с 6 до 9-10 месяцев - стадия ползания; 10-11 месяцев - стадия стояния и первые шаги. Если нормативная последовательность моторного развития ребенка нарушается, при нейропсихологической диагностике детей, которых родители приводят на прием с жалобами на трудности обучения в школе, мы наблюдаем в первую очередь несформированность первого блока мозга, связанного с дефицитарностью стволовых структур мозга, отвечающих за энергетику коры больших полушарий, т.е. за умственную работоспособность. Это является базой для развития более сложных мозговых структур, отвечающих за память, речь, мышление и т.д.
Примеры упражнений двигательной коррекции:
1Д. Лежа на спине, руки на животе - глубокое дыхание животом: вдох - выдох на счет психолога. Цели упражнения – повышение энергетики и развитие контроля действий, снятие стереотипий (когда мы дышим у нас чаще всего поднимается грудная клетка, в этом упражнении требуется поменять стереотип и дышать животом). Таким образом мы ломаем стереотип привычного поведения и вырабатываем новое движение-поведение;
2Д. Лежа на спине, руки вдоль туловища - не поворачивая головы следить глазами за ярким предметом (например, ручкой). Психолог двигает ручкой с разной скоростью в разные стороны. Цели упражнения - развитие и расширение визуального внимания и восприятия. После этого упражнения школьник становится внимательнее на уроках и может воспринимать наглядный материал дающийся не только перед глазами, но и сбоку;
3Д. Лежа на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыть, высунуть язык - не поворачивая головы, поворачивать язык только на определенный звук, подаваемый психологом (постукивание по ручке, а не на звук шуршащей бумажки)в разных местах. Цели упражнения - развитие и расширение аудиального внимания и восприятия, тренировка кинестетического анализа и формирование избирательности поведения. При этом упражнении тренируется слуховое восприятие;
4Д. "Бревнышко" - ребенок ложится на ковре поперек комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных в разных сторонах игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса (рис. 8). Цели упражнения - развитие пространственных представлений, схемы тела и координации движений - формируется чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов зала и расстояния до предметов в ней. Как только ребенок начнет ориентироваться в пространстве относительно своего тела, он будет лучше ориентироваться в своей учебной тетради.