Ребёнок не говорит. Где норма, а где патология?
В нашем Центре на протяжении многих лет специалистами очень успешно проводятся занятия по запуску речи у детей старше 2-х лет, причём, нейропсихологи и психологи это делают не хуже логопедов. Выбор специалиста зависит от причин по которым происходит задержка речи у ребёнка.
Речь самая сложная психическая функция и для ее правильного формирования необходимо наличие многих факторов: от сохранности центральной нервной системы до развитого желания и умения общаться. Поэтому, зачастую родителям бывает трудно понять, в норме ли у ребенка речевое развитие, нуждается ли малыш в помощи специалистов, когда нужно начинать занятия и в какой форме.
С какими проблемами чаще всего обращаются родители к специалистам (логопедам, психологам, невропатологам, педиатрам)
- То, что говорит мой ребенок, понимаю только я.
- Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками.
- Мой ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем.
- Мой ребенок не понимает обращенные к нему просьбы.
Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие лепета, гуления и жестовой речи в возрасте до 1 года, полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.
Однако, бывает и так, что некоторые дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что есть дети, которые совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Тем не менее, многим малышам необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить.
Таким «толчком» может послужить посещение индивидуальных игровых занятий у нейропсихолога или специального психолога.
Особенности занятий по «запуску», коррекции и развитию речи у детей раннего возраста.
Целью занятий по запуску речи является коррекция имеющихся дефектов в развитии высших психических функций, увеличение пассивного и активного словаря ребенка, использование в речи сложных речевых конструкций, развитие познавательной сферы.
- Речь – это движение. У детей с речевыми нарушениями, как правило, есть проблемы с движением и мышечным тонусом. Ученые обнаружили, что специальные упражнения, направленные на активацию определенных зон мозга, стимулируют речевое развитие ребенка. На наших занятиях мы используем элементы нейропсихологической коррекции высших психических функций по методу «Замещающего онтогенеза».
- Развитие пассивной речи. Пассивная речь – это умение ребенка понимать то, что ему говорят. Пассивная речь развивается у ребенка раньше, чем активная и является почвой для формирования активной речи. На занятиях мы уделяем большое внимание развитию слухового восприятия.
- Использование речи для общения с окружающими. Ребенок учится говорить не просто так, а для того, чтобы общаться со взрослыми и сверстниками. Иногда процесс формирования коммуникативных навыков нарушается задолго до появления речи. Для того, чтобы ребенок использовал речь для общения, нейропсихолог стимулирует его в игровой форме.
Когда ребенок освоил эти навыки, можно работать над звукопроизношением, увеличением словарного запаса и развитием грамматического строя речи.
Развитие речи - длительный процесс. Не упускайте время, после 4-х лет запуск речи становится все более сложным!