тел: +7 495 210 19 54,
 
 
г. Москва,
Холодильный пер., 3
каб. 303а
metro  Тульская, 5 минут пешком

 

Коррекция дислексии

Дислексия, виды дислексии

Сейчас в литературе можно встретить разные определения и классификации этих понятий, это зависит от того,diclek специалист какого направления даёт это определение. Но все логопеды, специальные психологи, дефектологи, нейропсихологи будут согласны в одном:

Дислексия у школьников – это специфические нарушение процесса чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ (высшие психические функции), принимающие участие в реализации процесса чтения. Итог такого чтения – непонимание смысла прочитанного.

Основные симптомы дислексии: угадывающее чтение, ошибки в виде замен, перестановок и пропуска букв, слогов, слов; непонимание смысла прочитанного текста.

Для того чтобы грамотно помочь ребёнку в преодолении этих трудностей, необходима детальная нейропсихологическая диагностика состояния высших психических функций, с целью определения вида дислексии и/или дисграфии.

Несмотря на многообразие таких классификаций, за 18 –летнюю практику в нашем Центре сложилась классификация, которая позволяет наиболее широко охватить те виды, которые встречаются чаще всего:

Афферентная моторная – вид дислексии, при котором школьник в чтении заменяет гласные и согласные звуки и буквы далёкие, но чаще близкие по произношению («л»-«н»-«д», «т», «п», «к», «р», «л», «у», «ю» и т.д.).

Например, школьник читает предложение «Папочки были очень красивые!», а на самом деле это предложение такое «Тапочки были очень красивые!». Или «От люка слезятся глаза», а на самом деле предложение было следующего содержания «От лука слезятся глаза».

Нижние теменные отделы левого полушария ответственны в данном случае за правильное положение позы языка при назывании того или иного звука.

В основе этого вида дислексии лежат трудности артикуляции того или иного звука и соотнесения с образом буквы. В некоторых литературных источниках ошибочно объединяют афферентно-моторную дислексию с фонематической. Это принципиально неверно, поскольку фонематическая дислексия проявляется изначально при плохом различении оппозиционных фонем на слух.

Эфферентная моторная - вид дислексии, при котором школьник в чтении испытывает трудности в переключении с одной буквы на другую, с одного слога на другой, переставляет местами или пропускает гласные и согласные буквы, слоги, («ма - ам», «про - по», «балерина - барелина», «труба-туба»)

Несформированность задне-лобных отделов левого полушария в данном случае будет указывать на трудности моторного переключения с буквы на букву, со слога на слог.

Сенсорная или фонематическая –вид дислексии, при котором школьник в чтении заменяет согласные звуки и буквы близкие  по произношению, где на первый план выступает смешение близких фонем. Как правило, это парные согласные «б-п», «в-ф», «г-к», «д-т», «ж-ш», «з-с» и т.д..

Эти симптомы проявляются чаще, когда ученик читает шепотом, например, при произнесении «б» шепотом, получается «п». Например, предложение «На вершине горы всегда холодно», ребёнок может прочесть «На вершине коры всегда холодно».

Передние височные отделы левого полушария отвечают, в том числе и за различение звонких и глухих фонем.

В добавлении к этому хочется напомнить старый анекдот:

Приводит мама дочку из детского садика домой и спрашивает:

- Как дела, чем в садике занимались?

- Песенку про котят учили, - отвечает дочка.

- Ну, спой, - просит мама.

- Котятки русские больны! – гордо пропела дочка, имея ввиду патриотическую песню «Хотят ли русские войны».

Аграмматическая –вид дислексии, при котором нет согласования слов при чтении, нет грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Ученик, читая, изменяет падежные окончания и числа существительных: например, «из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки», «такая город», «ракета наш»;

неправильно согласует в роде, числе и падеже существительное и прилагательное («сказка интересное», «детей веселую»);

изменяет числа местоимения («все» — «весь»);

неправильно употребляет родовые окончания местоимений («такая город», «ракета наш»);

измененяет окончания глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»);

а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Зона ТПО левого полушария мозга ответственна за правильное грамматическое построение речи.

Оптико-пространственная – вид дислексии при котором, школьник в чтении заменяет гласные и согласные буквы сходные в графическом исполнении.

Например, если ученик путает «Л — Д», «3 — В», «Н – П - И» -оптическая дислексия,

а если заменяет «Ч - У», «Р – Ь», «Е – Э» - пространственная дислексия

Все эти виды дислексии объединяют такие симптомы, как:

  • Угадывающее чтение
  • Замена букв при чтении
  • Непонимание смысла прочитанного текста

sertif

svidetelstvo

lider rossii

7, 14  октября 2018

Идёт набор

Cеминар по коррекции дисграфии и дислексии

подробнее...

 

Клуб для подростков

"Место для души"

Идёт набор

prava podrostka

подробнее...

13.10.2018 -  8.12.2018

Осталось 1 место

Трёхмесячный курс по нейропсихологии

подробнее...

 

Нет финансовой возможности

Мама - нейропсихолог!

Идёт набор

подробнее...

 

Новый диагностический альбом

В продаже

Стимульный материал и методическое руководство

подробнее...

Родительский клуб

Один раз в месяц

Не можете найти общего языка со своим ребёнком? Приходите!

rodklud

подробнее...

 
тел: +7 495 210 19 54
г. Москва, Холодильный пер., 3, каб. 303а
© neurochild.ru Нейропсихологический центр Норма плюс. тел. +7 495 210 19 54 Адрес: г. Москва, Холодильный пер.,3 E-mail: potaninaau@mail.ru

 

 

Search