Методы когнитивной коррекции
Когнитивная часть направлена на развитие произвольного внимания, развитие программирования действий (формирование произвольности действий), развитие экспрессивной и импрессивной речи (звукового анализа и синтеза, словаря, связей речи со сферой зрительных образов и представлений), развитие пространственных функций, развитие зрительной и вербальной памяти, развитие гностических (сенсорных процессов), а так же развитие мышления. Программа развития когнитивной сферы ребенка, безусловно, требует более индивидуального, специфического подхода и зависит от запроса родителей.
Примеры упражнений когнитивной коррекции (Отметим, что названия упражнений придумывали сами дети, что способствовало личностной вовлеченности и активному отношению к занятиям)
1К. На листе бумаги в двух противоположных углах пишутся цифры от 1 до 10. Ребенок попеременно считает 1 в одном углу и 1 - в другом углу, и так до 10. Затем в одном углу от 1 до 10, а в другом - от 10 до 1 - попеременно. Цель данного упражнения - развитие контроля и программирования действий, способности к переключению, тренировка внимания (для детей от 6-х лет);
2К. Используя "бархатную" таблицу, ребенок с завязанными глазами, ощупывая, отгадывает буквы. Цель - развитие тактильного гнозиса, формирование образа буквы (для детей от 7-х лет);
3К. "Муха". Рисуется клетка с девятью ячейками, нарисованная муха сидит в центральной ячейке. (Рис. 1) Психолог диктует: например, вверх, вправо, вверх, ребенок мысленно следит за путем мухи. Если муха вышла за пределы клетки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, как-бы поймать ее. Цель - развитие пространственных представлений. Затем, в усложненном варианте, ребенок с закрытыми глазами представляет клетку и путь, по которому летит воображаемая муха. Цели данного упражнения - не только развитие пространственных представлений, но и развитие образного мышления (для детей от 7-х лет);
Рисунок 1. иллюстрация метода "Муха"
4К. «Кисть». На листе разлинованной в полоску бумаги обводят кисть ребенка. Ребенок должен внутри кисти написать предложения, не выходя за пределы нарисованной кисти (рис. 2). Цель данного упражнения - развитие пространственных представлений, координации движений письма, контроля за своей деятельностью (для детей от 8-х лет);
Рисунок 2. Иллюстрация метода “Кисть”